стр. 343

     Вл. Сарабьянов.

     Г. Гортер. Империализм, мировая война и социал-демократия. Госиздат. Москва. 1920 г.

     "..., несмотря на грандиозный сдвиг, совершившейся во всем мире, остается много застойных пластов, которые еще не пришли в движение и своею инертностью, своим сопротивлением ослабляют разгоревшуюся борьбу. Если принять во внимание эти пласты, все еще не отбросившие старых вождей, старых иллюзий и предрассудков, то нам придется признать, что во многих отделах книга Гортера сохраняет не только исторический интерес, но до сих пор остается и современной книгой".
     Так писал ноября 1920 г. в предисловии рецензируемой нами книги т. Степанов. Судя же по тому, что Госиздат напечатал, а т. Степанов сопроводил ее предисловием, "Империализм..." Гортера признан, очевидно, и ценной, интересной, полезной "современной" книгой.
     Что она для 1920 г. современна, в этом у нас нет никаких сомнений; ведь и детская болезнь "левизны" в коммунизме современная болезнь, но ценность ее и полезность под весьма большим знаком вопроса.
     Нужно считать "застойные пласты" за поддающиеся сдвигам под влиянием одной лишь агитационной фразы, чтобы бросать в их ряды книгу Гортера.
     Но и в этом случае последняя принесла бы больше вреда, чем пользы, так как в агитационную форму облечена теоретическая тема, а в теории Гортер отчаянно плох: он совсем ничего не понял у Маркса, а детской болезни его уже полных 7 лет (книга написана в 1914 г.).
     "Какой социалист с давних пор не надеялся, не ждал, не стремился к тому, чтобы, наконец, совершилось сплоченное выступление всех буржуазных партий, всех национальностей международного капитала против всемирного пролетариата, против всемирного рабочего класса?" Судя по дублированию последних слов фразы, Гортер здесь вознесся до высших граней агитнастроения и всерьез суть его мысли никто из здоровых марксистов не принял бы.
     Действительно: мы немалую толику надежд своих возлагали и возлагаем на национальные (государственные) противоречия внутри мирового капитализма, мы записывали себе в "кредит" межбуржуазные потасовки, мы радостно потирали себе руки, засматриваясь на янки, взъерошенного от страха и злобы перед скалящим зубы со своих дредноутов англичанином.
     Но Гортер не оговорился - в этом его credo. Он считает империализм эпохой ц е л е с о о б р а з н о с т и, где крупное национальное государство обладает крупными силами д л я  т о г о, ч т о б ы (курс. наш. Вл. С.) расширить в борьбе с другими национальными государствами капиталистическое производство и превратить его в

стр. 344

"мировое". Гортер пользуется сданным в архив истории субъективным методом, сугубо идеалистическим методом.
     Он явно смешал капитал с субъектом его - буржуазией, которая так именно и рассуждает: "для того, чтобы".
     И когда Троцкий говорит: "Сущностью настоящей войны является возмущение производительных сил против их национально-государственных форм эксплоатации", - когда Троцкий утверждает, что "политика империализма служит прежде всего доказательством того, что старое национальное государство пережило себя и представляет из себя невыносимый тормоз для развития производительных сил", что "война 1914 г. означает прежде всего крах национального государства, как самостоятельного целого", что "война возвещает развал национального государства", - когда, как видит читатель, Троцкий нанизывает одно марксистское положение на другое, Гортер заявляет, что "это кажется марксизмом, но на самом деле не является таковым", что "лишь фразеология остается марксистской", что "изображение Троцкого представляет из себя лишь мираж"... Гортер не видит главного, - что империализм, это та ступень капитализма, на которой производительные силы уже не выдерживают национальных пут, и которая все же является ступенью капитализма, немыслимого вне национально-государственных форм. Противоречие, разрешаемое пролетариатом актом захвата власти, не одновременно, ибо империализм - не единое что-то, а комбинация в достаточной мере однородных капиталистических тел.
     "Слова Маркса в "Комм. Манифесте" о том, что рабочие каждой отдельной страны должны сначала покончить со своей буржуазией, превращены империализмом в ничто, перестали отвечать истине", уверяет "марксист" Гортер и противопоставляет свое: "Теперь - мировая схватка... р а д и власти над миром, р а д и того, чтобы капитал совершил свое последнее победное шествие через весь земной шар, р а д и консолидации всемирного капитала" (все курсивы и в дальнейшем наши), а  п о т о м у "методом борьбы против империалистической войны может быть л и ш ь национальное массовое выступление пролетариата, начатое о д н о в р е м е н н о всем международным пролетариатом".
     Субъективизм чистейшей воды: буржуазия крупного государства хочет подчинить себе буржуазию других государств, а потому вся буржуазия (см. первую цитату из Гортера) уже объединилась и выступает без различия национальностей против пролетариата, а "слова Маркса... превращены в ничто"; нам хочется одновременного выступления пролетариата, а потому единственно правильный метод борьбы, это одновременное... и так далее.
     А какая бездна теоретической безграмотности то там, то здесь, то в тексте, то в примечаниях!
     1. "Благодаря колониальной политике в XVI и XVII столетиях, в Европу потекли потоки благородных металлов и таким образом в Голландии, Англии и Франции был создан современный капитализм". Прямо-таки из хорошего старого учебника политической экономии: капитал, это - деньги и пр. в том же духе.
     2. "Как будто бы мелкая буржуазия не поддерживает империализм", так "бьет" Каутского Гортер, когда первый указывает, что мелкую буржуазию следует перетянуть на свою сторону. И невольно спрашиваешь себя: да читал ли наш "абсолютистский" автор Маркса, давшего прекрасный анализ существа мелкой буржуазии в капиталистическом обществе, класса-маятника.
     3. "Последняя ступень развития капитала, достигнутая им теперь, представляет собою долгий процесс, который продлится десятилетия". Простительно было Лассалю мыслить десятками лет, но члену марксистской партии империалистического государства эпохи мировой войны представлять себе старость капитализма продолжительнее и самого зрелого возраста совсем непростительно.
     4. Из области методологии: выступая против реформистов Каутского и Кунова, Гортер их обвиняет в приверженности... революционному диалектическому методу, ибо они "не преодолели еще заблуждения относительно катастрофической революции, переворота одним ударом".

стр. 345

     Мы-то считали сердцем марксизма его диалектику, ясно отражающую процесс противоречий бытия, когда количество переходит в качество скачком, прыжком, единым актом! А вот Гортер полагает, что "каждая победа, которая будет достигнута отныне над новыми формами капитализма, над крупным банком, тем или иным трестом, союзом предпринимателей, синдикатом - или (это "или" прямо-таки упоительно. В. С.) над империалистическим государством, над империализмом... уничтожает частично капитализм и представляет из себя тем самым победу социализма".
     Бог ты мой, и нужно же так испортить себе мозги! А вот т. Степанов пишет: "Конечно, в настоящее время Гортер не написал бы этих строк. Как опыт России, так и - пока! - неудачные опыты Германии"... и т.д.
     Нет, т. Степанов, уж вы лучше не оправдывайте неудачного автора и ... Госиздат. Ведь революции бывали и до 1917 г., а Маркс с Энгельсом оставили блестящие работы о Парижской Коммуне, о бакунистах за работой...
     Троцкий удачно наклеил нашим "левым" товарищам ярлык "пролетарской лево-эс-эровщины", а эта последняя - продукт мещанства, революционизированного условиями определенных времени и места, продукт от мелкой буржуазии, которая одинаково вмещает в себя и социализм, и империализм, и революцию, и эволюцию, но в каждый данный момент своего бытия либо то, либо другое.
     И у Гортера то же: то "единовременное" выступление мирового пролетариата (не против же банка?), то "постепенное" преодолевание капитализма. "Под руководством пролетариата этих двух стран (Англии и Германии. В. С.), пролетариат Европы, всего мира преодолеет постепенно высшие формы проявления капитала, монополии и империализма и осуществит, наконец (!), социализм". И т. Степанов полагает, что этак можно убить Каутского... его же собственным оружием?
     При чтении Гортера мы начали отмечать страницы с ошибками и подозрительными местами. Бросили: скучно ставить бесконечный ряд цифр.
     Отметим лишь одно достойное внимания положение Гортера: настоящая война является войной за колонии (в узком смысле этого слова), и Франция мечтает не о железе и угле Германии, но об африканских владениях, о Сирии. Германия же тянется к Месопотамии и Конго, Кале же и Булонь ее "так же мало интересовали", как Кент или Ирландия. А потому и Россия мировым хищникам ни капельки не интересна и "они никогда не пойдут на то, чтобы... поработить" ее.
     Ведь поскольку крупные капиталистические государства "стремятся завоевать и подчинить себе также другие капиталистические государства, они делают это не из экономических, а из политических или стратегических причин". Это называется историософией! А вот и доминанта к основному тону: "Капитализм, который распространяет по земле науку, технику, общественное сознание (? В. С.), усовершенствованные методы труда, высшее богатство, наконец, социализм, достигал этого всегда и достигает этого теперь лишь путем убийства и войны".
     Здесь русский дух, здесь Русью пахнет! Народники прошлого века, великие ненавистники западного капитализма благословляют вас, т. Гортер!
     В этом базис пролетарской лево-эс-эровщины, детской болезни, диагностицированной т. Лениным, - в этом теория. А вот надстройки:
     "Рабочие увлекаются тоже этим безумным потоком (антикультуры империализма. В. С.). Тщетно пытаются они сопротивляться ему и общими усилиями добиваться освобождения. Одичалые, они увлекаются потоком".
     И дальше:
     "Кто вырвет власть у владельцев после войны? Разоренный, придавленный налогами пролетариат, развалившиеся организации, рабочий класс, рабски признавший власть империализма?" - желчно вопрошает Гортер.
     Полное непонимание эволюции класса, абсолютное безверие в отношении пролетариата, откуда невольно вырастает народническая вера в критически мыслящую личность.
     "Если бы эти рабочие группы (мы, "левые"! В. С.) нашли путь к применению этого метода (одновременного мирового выступления В. С.) ясно представили его себе,

стр. 346

они не только избрали бы его сами, но увлекли бы (уж будьте уверены! В. С.) за собой широкие рабочие массы". По-марксистски, т. Степанов?
     Не так категорично, но в том же духе: "...может быть, нам и не удалось бы воздействовать на правительства, возможно, что и массы пролетариата еще не откликнулись бы на наш зов, но мы думаем, что они бы откликнулись". Очень убедительно! И Госиздат покорно головой поник.
     А вот вам и оборотная сторона мещанства, мелко-буржуазности: долой всякую личность, да здравствует масса без вождей, смерть авторитету!
     "От пассивной борьбы пролетариат должен перейти к активной, вместо мелкой борьбы через представителей, пролетариат должен сам, один, без вождей, или с вождями на втором плане, сделать крупный шаг вперед"...
     Так, так. Да здравствуют Советы без коммунистов! Так диалектически оборачивается Гортер-мещанин против Гортера-коммуниста, члена 3-го Интернационала - великого вождя мирового пролетариата.
     Так-таки никуда и не годится книга Гортера? - спросит читатель.
     Нет, не совсем так. В целом она вредна, достойна архива, но есть в ней прелестные страницы. Там, где в Гортере прорывается поток благороднейшего, искреннейшего негодования на буржуазию, ее лакеев соц.-демократов, на "культуру" империализма - там Гортер хорош, как мало кто. Перепечатать эти страницы - великолепно!
     Но они - лишь ложка меда в бочке дегтя.

home